«Дайте другую купюру, такую не примем». Слышали эту фразу? Наверняка не один раз! В магазинах такая ситуация — не редкость. Магазин может отказаться принять слегка надорванную, подклеенную купюру или банкноту с какими-либо отметками ручкой или карандашом. Вы все еще стыдливо прячете такие деньги в самый дальний кармашек кошелька, надеясь когда-нибудь «под шумок» расстаться с ними, не нарвавшись на грубость? Делать это вовсе не обязательно, ведь в большинстве случаев закон на вашей стороне!
Если купюра незначительно повреждена
Защитить свои права вам в данном случае помогут указания Банка России № 1778-У от 26.12.2006.
В них говорится, что у населения должны приниматься купюры со следующими недостатками:
- загрязненные;
- изношенные;
- надорванные;
- имеющие потертости;
- имеющие небольшие отверстия или проколы;
- с посторонними надписями;
- с пятнами;
- с оттисками штампов;
- купюры, утратившие углы или края.
И принимать их обязаны все без исключения предприятия и организации, вне зависимости от того, какая у них форма собственности. Если, например, кассир отказывается принимать купюру, он нарушает ст.ст. 426 и 445 ГК РФ, то есть, «необоснованно отклоняется от заключения публичного договора».
Теперь самое интересное! Если вам на сдачу вручают такую купюру, вы можете отказаться ее брать и потребовать замену. В данном случае потребитель защищен гораздо лучше, чем юридическое лицо или его представитель.
Как быть, если повреждения купюры значительны?
Нужно пойти с этими деньгами в банк и поменять их на новые. Такой обмен возможен в том случае, если сохранилось хотя бы 55% площади оригинальной купюры (то есть, купюра идентифицируется и понятно, что это не какой-то небольшой обрывок).
Помимо этого вам обязаны произвести обмен в следующих случаях:
- Банкнота меняет окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах, на ней просматривается изображения. Исключительное — окраска веществами, которые используются для ловли за руку расхитителей, взяточников, и так далее).
- Банкнота была разорвана и склеена (но при этом один из фрагментов однозначно относится к этому банкноте и составляет не менее 50% ее первоначальной площади).
- Банкноты с признаками производственного брака.
- Банкноты, составленные из двух фрагментов от разных идентичных (то есть, одного номинала) купюр, но при том условии, что каждая половинка — не мене 50% от первоначальной площади исходной купюры! Две такие половинки вам должны поменять на одну банкноту соответствующего достоинства.
А что же монеты?
С монетами реже возникают спорные вопросы, ее тяжелее подвергнуть какому-либо воздействию, существенно влияющему на внешний вид. Тем не менее, монеты тоже могут быть «с дефектом». И их тоже обязаны принять, если они имеют механические повреждения, но полностью сохранили изображение на аверсе и реверсе.
Но, конечно, важно учитывать, что все вышеперечисленное относится только к рублям. Если мы говорим о валюте, все эти законодательные акты на нее не распространяются, поэтому если при покупке или обмене вам предъявляют претензии относительно состояния банкнот, бесполезно ссылаться на ГК РФ или указания Банка России. Однако к российским деньгам это относится в полной мере, и эти правила должны соблюдать все без исключения участники рынка.
По мелочи
Еще одна типичная проблема, с которой может столкнуться покупатель, — отказ принимать мелочь, особенно если монет много, а покупка достаточно крупная. Зачастую кассиры не желают возиться с большим количеством монет и просят заплатить купюрами. Правомерно ли это?
Нет! Согласно ст. 30 Закона «О центральном банке РФ», все купюры и монеты обязательны к приему по нарицательной стоимости.А розничная продажа, как мы уже упоминали выше, является публичным договором и регулируется в числе прочего ст. 426 ГК РФ, а значит, продавец (кассир) не может отказать покупателю и не принять именно те деньги, которые у него есть (при условии, что они не фальшивые и не слишком сильно повреждены).
Важно! Если отказываются принимать мелочь, это может быть классифицировано, как нарушение ст. 14.15 КоАП РФ, и за такое нарушение полагается штраф (сравнительно небольшой, конечно: от 10000 до 30000 для юридических лиц). Если вы столкнулись с нарушениями и не добились справедливости прямо у кассы, можно обращаться с жалобой в Роспотребнадзор.