Как правильно провести Рождественский сочельник

Как правильно провести Рождественский сочельник

7 января, православные христиане начнут отмечать Рождество Христово, но и день накануне великого праздника в честь Рождения Христа для верующих тоже особенный. В быту 6 января чаще называют «Рождественский сочельник», ну а в Церкви торжественно — Навечерие Рождества Христова. Слово «навечерие» означает вечер накануне праздника, а бытовое название дня —  «сочельник» — произошло от названия блюда из вареной пшеницы (или риса) с медом — «сочива», которое в этот день для многих православных верующих становится единственной неприхотливой пищей.

Почему единственной? Дело в том, что празднику Рождества Христова, также как Пасхе (в 2017 году Пасха 16 апреля) предшествуют сорокадневные посты. В случае с праздником Рождества Христова — это Рождественский пост (каждый год с 28 ноября по 6 января). В случае Пасхи — это Великий пост, длящийся также 40 дней, плюс Страстная Неделя (в 2017 году с 27 февраля по 15 апреля). Пасха с Великим постом еще далеко, а Рождество, вот оно, близко. Поэтому вернемся к Рождественскому сочельнику — последнему дню Рождественского поста. Последнему и самому строгому. Ведь это апофеоз подготовки верующих к встрече родившегося Христа. В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика тут простая: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда — об этом рассказывается в Евангелии от Матфея. Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. «В Сочельник, под Рождество, — читаем у Ивана Шмелева, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — будто дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях…» То есть пост был жертвой, приношением родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Наш пост — это всегда приношение нашей любви Богу, а вовсе не диета, как можно было бы подумать. Причем, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал.

Сегодня для тех, кто бы хотел правильно встретить праздник Рождества Христова, священники советуют такой алгоритм: утром в день Рождественского сочельника придти на богослужение в церковь, и во время Божественной литургии исповедоваться, чтобы потом иметь возможность причаститься — во время все той же утренней Литургии, или уже поздно ночью, во время Литургии, которая служится в сам праздник Рождества. Тут выбор за самим верующим, хотя большинство старается с утра в Рождественский сочельник поисповедоваться, а причаститься именно на сам праздник Рождества. Что же касается утреннего богослужения Рождественского сочельника, то там есть один важный и торжественный момент, когда по окончанию Божественной литургии на середину храма выносят большую свечу, символизирующую ту самую загоревшуюся после рождения Христа звезду. В Церкви перед этой свечой — звездой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно как раз отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18:00 вечера мы уже ничего не едим. Вот и получается, что день Рождественского сочельника — день самого строгого поста. Но если мы участвуем в богослужениях, все это проходит легко и с радостным предвкушением наступающего праздника. И дело тут не только в праздничном Рождественском столе, а в той радости, которое испытывает наше сердце от одной мысли, что человек в этом мире не один. Что отныне, после Рождества Христова, Бог, такой могущественный и, казалось бы, такой далекий, родившись беспомощным Младенцем, вошел в наш мир. Разделив с человеком не только его телесность и психофизику (это называется боговоплощением), но и наши беды, нашу боль и скорбь. С наступающим праздником Рождества Христова!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому