«Любой врач формирует не только свой образ, но и образ профессии, вызывая к ней почтение или, наоборот, недоверие» (Кодекс врачебной этики)

«Любой врач формирует не только свой образ, но и образ профессии, вызывая к ней почтение или, наоборот, недоверие» (Кодекс врачебной этики)

Уже более месяца я ношу в себе груз ответственности перед людьми, которые ко мне, как к редактору газеты, обратились за помощью. Две женщины, живущие в разных посёлках, на приёме к докторам, работающим в разных медицинских учреждениях нашего района, столкнулись с фактами, мягко говоря, нарушения норм врачебной «этики при взаимодействии с пациентами…».

Размышляя о фактах нетактичного поведения медработников по отношению к больным, я не раз вспомнила фельдшера хутора Ильинов Бережную Надежду Ивановну (Царствие небесное ей). Она пользовалась безоговорочным авторитетом среди односельчан, потому как почти каждый обязан здоровьем, а иногда и жизнью именно ей – Надежде Ивановне.

Она спешила на помощь больному в любое время дня и ночи, в любую погоду. Кроме приёма, похода по вызовам, профилактических визитов, она осуществляла прививочную деятельность, готова была принять роды, если существовала в этом необходимость, наблюдала за новорожденными, ходила в школу на осмотр детей и делала много добрых дел для своих сельчан. Была со всеми доброжелательна и улыбчива. Она жила своей работой, и это несмотря на то, что у неё была семья: муж и двое детей.

Были у нас и сейчас есть доктора, о которых хочется говорить только возвышенные слова. Они – авторитетные медицинские светила в нашем сельском районе. В настоящее время их не так много, к сожалению, но они, давшие клятву Гиппократа один раз и  навсегда, посвятили свою жизнь окозанию помощи больным.

Трудно даже представить, чтобы больной, обратившись к врачу районной поликлиники за помощью, получил ответ: «Вы же не мой пациент». Тем более, что это не тот случай, когда больной обратился не «по адресу», а имея талончик регистратуры именно к этому доктору, к тому же по профилю заболевания. Как же?! Где же врачебная этика обращения с пациентом? «Врач в не меньшей степени должен быть заинтересован в оказании помощи больному, так как эта деятельность является его профессией, выбор которой обусловлен его собственными мотивами и интересами», – говорится в правилах этики поведения медицинских работников.

Неужели три доктора, посылая пациента с больным сердцем от одного к другому,  с первого этажа на второй, со второго на первый, и не один раз, забыли, ради чего они надели белые халаты. Не знаю, возможно ли призывать только к совести или душевной доброте, скорее, всего это не тот случай. Кодекс профессиональной этики врача РФ  осовременил существующее тысячелетиями искусство общения врача и пациента, так как оно настолько значимо, что является первостепенным в лечении пациента и обязывает врачей неукоснительно выполнять правила общения.

Ну, как можно говорить – о пациенте, рассказывает другая женщина, проходившая диспансеризацию в участковой больнице, в таком тоне: «…вот эта сначала, а потом вот эта – будто я немытой бомжихой пришла на прием. А я, между прочим, мать троих детей, и моя медкарта на руках у врача, где записаны мои имя и отчество, или хотя бы просто назвать меня «женщиной», можно же?»,- с душевной болью и обидой рассказывала моя собеседница. Причем осмотр проходил в кабинете, куда сразу приглашали по три человека, причем пожилых женщин укладывали на холодную поверхность без простыни. Почему осмотр проходит без соблюдения санитарных норм, и где же эта врачебная тайна?- спрашивает она у меня – главного редактора газеты. А мне у кого найти ответ на вопросы, которые задали читатели районки?

С таким приёмом, возможно, многие пациенты сталкивались, но не все с такой настойчивостью от имени общественности добиваются ответов на существующую проблему общения врача и пациента.

К сожалению, разговоры «о бездушном», «плохом» или «холодным» отношении к больным людям со стороны медицинских работников зачастую имеют свою мотивацию: низкая зарплата, дефицит кадров – отсюда большие очереди больных на приём, с вытекающими отсюда последствиями, накладывающими отпечаток на взаимоотношения врача и пациента. Столь важный и деликатный момент Гиппократ осветил, замечая: «Всё, что имеется в мудрости, есть в медицине: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота» и далее «Иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы»… Отчего-то сразу стало грустно…   

Недавно смотрела по ТВ передачу по каналу ОТР, где обсуждаются резонансные для общества темы. Речь шла о здравоохранении, в том числе и об общении медработника и больного. Представитель минздрава РФ несколько раз повторила за время этой передачи, что эта проблема будет существовать до тех пор, пока не укрепят первичное звено здравоохранения на местном уровне, а это возможно при увеличении зарплаты медработникам, и тогда решится вопрос с кадрами в медицине. Скорее всего так оно и есть.

Однако, никто не давал права обижать, унижать, быть равнодушным к человеку, пришедшему за помощью. Ведь больные, обращаясь к докторам, склонны думать, что перед ним высоконравственный, умный, мудрый и добрый человек.

 Ну, и в заключение: каждый человек, обратившийся в лечебное учреждение, имеет страховой полис, который гарантирует ему лечение, в том числе и тактичное обращение с ним со стороны медработников. Умные люди от медицины говорят, что соблюдение основных заповедей врача по отношению к больному —  уже является лечебным процессом на пути к выздоровлению. А.И Драгунова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому