Нам жить и помнить

Нам жить и помнить

Предметная неделя в Большеорловской школе – праздник мира, праздник памяти. Она была посвящена 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

«Народ без памяти слеп, а без надежды мертв»,- гласит русская народная пословица. Чем дальше уходим мы от войны, от тех суровых сражений, тем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится память о них.

«Война» и «Победа» – вобрали в себя все 1418 дней и ночей между 22 июня 1941-го и 9 мая 1945-го, 27 миллионов унесённых жизней, все страдания и надежды, ненависть и героизм, страх и неизбывное горе, равно как и неистовую радость, торжество, гордость, счастье со слезами на глазах. Эти два слова стали великими символами, обозначающими самые важные, самые значимые в истории народа и государства события, по сравнению с которыми всё остальное меркнет и тускнеет.

Всю неделю в школе царило приподнятое настроение: каждый день, с понедельника до пятницы, начиная еще до первого урока, в фойе школы вспоминали о грозных годах войны с фашистами, о том, что время не властно над памятью людей. Ежедневно менялось праздничное оформление школы: сначала в фойе плавно покачивались макеты боевых самолетов, а на следующий день вместо самолетов – белые журавли, затем- мирные звезды, противотанковые сооружения и огромная кирпичная стена с цифрами военных лет, каски, проржавевшие автоматы, котелки, солдатские письма, медали, ордена… Огромные стенды « ИДИ И СМОТРИ» обновлялись ежедневно: история Великой Отечественной войны в цифрах и фактах сменялась фотографиями фронтовиков. В течение недели на стендах можно было увидеть и лица известных полководцев, и фото своего деда-фронтовика; увидеть ужас бомбежки в детских глазах, разрушенные и сожженные города и села; солдат, едущих в «теплушках» на защиту Москвы; солдат на привале, солдат в бою, Знамя Победы над Рейхстагом и многое другое…

В самый первый день предметной недели наша школа присоединилась к акции «Блокадный хлеб», которая проходит по всей России с 18 января. Она посвящена памяти людей, более 900 дней живших и сражавшихся в осажденном Ленинграде. За время блокады города в нем погибло до полутора миллионов человек, большинство из них — от голода. Кусочек хлеба весом в 125 грамм (именно такой была блокадная норма на целый день) в этот день мог попробовать каждый. Мы положили кусочек черного хлеба на электронные весы, и все видели:125 грамм. Он был такой маленький, и это на целый день- без супа, без мяса, без конфет… За кусочками хлеба по 125 грамм ученики стояли в длинной очереди, которая выстраивалась в фойе школы каждый день.

Учителя математики Моисеенко И.Ю. и Воскобойникова С.А. на внеклассных мероприятиях рассказали учащимся 5-9 классов, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяли успешный исход военных действий: он в немалой степени зависел от качества вооружения, его совершенства. Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам. О работе советских математиков во время войны рассказывали ребята 9А класса. Ребята узнали, что именно в военные годы усилиями большой группы специалистов, в том числе и математиков, были выпущены прославленные реактивные артиллерийские установки – “катюши”. Уже в июле 1941 года на фронте впервые в мире были применены реактивные миномёты, вселявшие в противника ужас. А имя легендарная реактивная установка позаимствовала из популярной в те годы песни. Песня «Катюша» звучала не только с экрана телевизора, установленного в фойе школы, она звучала в исполнении учащихся каждый день, на всех переменах, на внеклассных мероприятиях.

Подержать в руках настоящее солдатское письмо с фронта, почувствовать запах войны смогли ученики учителя математики Спасибовой Е.В. Она показала учащимся пожелтевшее от времени письмо своего деда, написанное на фронте и сложенное в треугольник. Именно своему деду она посвятила мастер  – класс «Спасибо деду за Победу» по изготовлению солдатских треугольников и решению задач по военной тематике.

Учитель английского языка Абраменко И.А. организовала великолепное оформление школьного фойе: в течение двух недель ребята готовили декорации, рисовали плакаты, рисунки, изготавливали поздравительные открытки и поделки. Песни военных лет пели и на английском языке, и на русском. Во время уроков обучающиеся познакомились с историей Георгиевской ленты, участвовали в викторинах, конкурсах, играх.

А вот фото со стенда: с шипением, с пламенем взрывались фаустпатроны. Танки вспыхивали, как дымные костры. А в узком переулке, совсем  рядом с грохотом и взрывами, — мирная картина. Бородатый русский солдат варит кашу. Откроет крышку, помешает кашу, чтобы не пригорела, и снова подкинет дров. За его мирной работой наблюдает множество детских глаз из подвала полуобвалившегося дома напротив. Детворе очень страшно, но любопытно. Преодолевая страх, немецкие ребятишки уставились во все глаза на первого русского солдата, появившегося в их переулке…

Молодцы, «англичане»! Именно они организовали дегустацию солдатской каши. Полевую кухню развернули после четвертого урока. Не только ученики, но и учителя, администрация и технический персонал смогли попробовать главное солдатское блюдо. От любителей каши не было отбоя. Попутно все смогли ознакомиться с нормой суточного довольствия красноармейцев.

Каждый новый день предметной недели начинался с очереди за блокадным хлебом. Хлеба не хватало, давали только тем, у кого есть хлебные карточки. На уроках, на переменах показывали видео о блокадном Ленинграде, о Сталинградской битве, о боях за Москву, о взятии Берлина.

Учителя истории — это лучшие проводники в прошлое, проводники в хранилище человеческой памяти.

Викторина «Песни в солдатских шинелях», которую провела учитель истории Иванова М.Д., привлекла в фойе школы и всех учеников, и всех учителей. Ребята вместе с учителями дружно пели песни военных лет: «Смуглянка», «Катюша», «Священная война» и, конечно, «День Победы». За пять дней предметной недели ребята выучили много военных песен и пели их так, что было слышно на всех этажах школы.

Но ребята не только пели песни… Было проведено много серьезных акций.

В современном мире письмо теряет свое значение. А было время, когда письмо являлось единственным средством общения между близкими и родными. Один из этих периодов – это трудные и тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда письмо несло в себе радостную весть, что солдат жив, а не погиб, защищая Родину. Письма солдат с фронта передавали чувства, переживания за родных и близких, мечты о мирной жизни. Но многие из защитников Отечества не вернулись с поля боя. И письма стали единственной памятью о погибших. Именно поэтому они хранятся многие десятилетия в семьях фронтовиков.

Ребята 5 – ых классов под руководством учителя истории Ковалевой Н.Г. приняли активное участие в акции « Письмо неизвестному солдату». В строчках каждого письма звучали  слова благодарности за жизнь, за мир, за подвиг и мирное небо. Все письма были упакованы в форме солдатского треугольника, как во время Великой Отечественной войны. Вот одно из них.

«Неизвестный солдат, что же с тобой стало? Где ты теперь? Мне очень жаль, что никто и уже никогда не узнает твоё имя. Ведь ты тот, благодаря кому я сейчас живу, учусь, мечтаю. Я уверен, ты был молод и не хотел войны, не хотел убивать людей. Я горжусь тобой и буду помнить твой подвиг. Спасибо тебе большое, неизвестный солдат, за то, что ты спас весь мир от фашистов».

Историческая память о войне формируется и сохраняется в сознании молодого поколения не только из голых исторических фактов и хроники событий. Время – лучший лекарь от боли, но худший фактор для памяти. Самый эмоциональный фактор — это «живая память». Экспонаты в школьном музее, хранительницей которых является учитель английского языка Белогубова О.В.,-это солдатские письма, фотографии, военные вещи, документы, каски военных лет, осколки снарядов. И все это можно было потрогать руками , прочитать, примерить на экскурсии для учащихся 5-ых классов. Атмосфера музея напомнила о войне, о людях, которые ушли и не вернулись и, наконец, о том, какой ценой далась Победа нашему народу. Ребята, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсоводов (тоже учащихся) о Великой Отечественной войне, о героических подвигах наших земляков на фронте и в тылу врага, о боевых наградах, внимательно рассматривали экспонаты.

О нацистских концлагерях в годы Второй мировой войны рассказали ученики учителя химии Парпула В.В. Началось все как обыкновенный урок химии. Газ «Циклон Б». «Циклон Б» — это чрезвычайно сильный яд, который сейчас применяется в различных отраслях аграрного производства. Химические и физические свойства газа. И вдруг… рассказ ученика об одном из самых страшных мест на земле, о самом большом лагере смерти Освенциме, о нечеловеческом отношении к заключенным вызвал в зале шок. Слушать было невозможно. У многих учеников, сидевших в зале, в глазах был ужас: разве так бывает? А на сцене уже стояли ученики старших классов, и каждый держал за руку маленького первоклассника. Все в полосатых костюмах узников концлагерей. Они медленно, безмолвно двигаются по направлению к камере смерти. А рассказ продолжался…

Освенцим — фабрика смерти. Им говорили, что их ведут мыться в баню, раздевали догола, загоняли в помещение и на 20 минут пускали ядовитый газ «Циклон Б». Не выживал никто. А лагерный крематорий работал без остановки… Сразу после газовой камеры погибших стригли. Их волосы отправляли в Германию, где из них делали ткань. За каждые два килограмма волос комендант концлагеря получал одну дойчмарку. У погибших выдирали золотые зубы, переплавляли их в слитки и тоже отправляли в Германию. Все их вещи тоже забирали…

А на сцене уже никто не стоит: газ сделал свое дело. Да вспомнит Бог их души благосклонно…

В Освенциме погибло более 4 млн. человек, среди которых – более 1,2 млн евреев, 140 тыс. поляков, 20 тыс. цыган, 10 тыс. советских военнопленных и десятки тысяч узников других национальностей.

А песни тоже воевали. Песня, стихотворение военных лет….. Вместе с Отчизной они встали в солдатский строй с первых дней войны и прошагали по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили! Прошли годы, страна залечила военные раны, но стихи и песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, военные песни и сегодня в строю. Сколько их… прекрасных и незабываемых. Каждая из них – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Таким высоким стилем рассказать об истории появления военных песен научили своих учеников учителя русского языка и литературы.

Песни военных лет, их пели на войне, их пели наши родители, теперь их поют наши дети: «Священная война», «Катюша», «Бухенвальдский набат», «Песня фронтового шофера», «Смуглянка»… Появились новые песни «Журавли», «Кукушка», «Офицеры», «Нам нужна одна победа», «День Победы».

Каждый предметный день не похож на предыдущий. Хотя все поют военные песни, но они такие разные, читают стихи о войне, а они одно лучше других. И даже каши в этот день были разные! Гречневая, рисовая и перловая, сало и соленые огурцы — полевая кухня накормила всех. А поев солдатской каши, учащиеся с удовольствием участвовали в мероприятиях после уроков «75 лет Победы» (Королева И.В.), «Фронтовые письма» (Панчехина И.А.), «125 блокадных грамм» (Ткаченко Л.Р.), «И помнит мир спасенный» (Ткаченко Н.М.).

Вот и закончилась предметная неделя. Промаршировали шестиклассники (Белогубов Н.Ю), будущие защитники Отечества. Учитель технологии Бровкова Л.Ю. организовала акцию «Подарок ветерану». Подарки, сделанные своими руками, ее ученики подарят людям, больше всех нуждающимся во внимании, одиноким старикам в интернате для инвалидов. Напоследок поиграли в войну. В игре квесте «Дорогами Великой Отечественной войны», в которой приняли участие разновозрастные команды, учащиеся имели возможность проявить смекалку, показать ловкость, оказать медицинскую помощь «раненому солдату», показать знания в области военной боевой техники, знания о военном периоде в истории нашей Родины.

В центре нашего села стоит мемориал Славы. На мраморных плитах высечены имена наших воинов-земляков, погибших в годы войны и умерших после войны. Ученики 7-ых классов возложили цветы к обелиску. Почтили память павших на войне минутой молчания. Поклонились …

Унесли стенды, фотографии сложили в папки, музейные экспонаты положили на место, и только мирные звезды и белые журавли, представляющие души погибших в Великой Отечественной войне, до сих пор покачиваются …

Зав. библиотекой МБОУ СОШ №3 Г.А. ПРИСИЧЕВА


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому