Необязательно что, увеличение количества обращений означает, что стало больше проблем и вопросов. Просто для граждан удобно обращаться с помощью сети интернет и сделать это можно очень быстро — в течение нескольких минут и даже секунд.
У жителей Ростовской области есть широкие возможности для направления обращений в исполнительные органы и органы местного самоуправления. Существует «традиционная форма» подачи обращений – это письменные и устные форматы, а также письма через «Электронную приемную». С развитием информационных технологий традиционные письма становятся не столь популярны. На первый план выходят обращения через социальные сети на официальные аккаунты органов власти и должностных лиц, а также платформу обратной связи (ПОС) через портал госуслуг.
Использование социальных сетей позволяет, с одной стороны, снимать социальную напряженность за счет того, что граждане видят, что о проблеме нам известно и мы работаем над ее решением. С другой стороны, повышает уровень доверия к власти, постольку люди в информационном пространстве видят реакцию на обращения в виде разъяснений или планов по решению проблем.
И наконец, взаимодействие в социальных сетях делает руководителей органов власти и глав муниципальных образований доступнее. Прямая коммуникация с гражданами в этой среде позволяет решать такие проблемы, как яма на дороге или неубранный мусор у подъезда, на местном уровне без письменных или устных обращений в администрацию.
Так, популярность соцсетей обусловлена несколькими факторами. Во-первых, интернет-аудитория Ростовской области составляет порядка 2,8 миллиона пользователей. Во-вторых, в регионе развита система госпабликов, на данный момент ведется более 5,5 тысячи официальных сообществ исполнительных органов и учреждений. И, наконец, по поручению губернатора Ростовской области Василия Голубева у всех членов областного правительства и руководителей муниципальных образований открыты ТГ-каналы с возможностью оставить обращение или комментарий. Особое внимание уделяется оперативности отработки сообщений – первичные ответы на обращения в настоящее время публикуются в течение 3 часов. Это один из самых высоких показателей среди субъектов страны
Если ответ на традиционное письменное обращение заявитель получает в течение 30 дней, то реакцию в социальных сетях заявитель получает максимально быстро.
Из всех заданных в соцсетях вопросов:
- 70 % – решены положительно;
- по 20 % – даны подробные разъяснения;
- и 10 % – не требовали ответа.
В 2023 году первой по актуальности была тема ЖКХ. Что это обусловлено тем, что возникли аварийные ситуации в связи со сложными погодными условиями, которые повлекли за собой перебои с подаче электроэнергии.
Вторая важная тема – это тема дорожного хозяйства. К примеру, в зимний период граждане направляют сообщения о необходимости расчистки дорог от снега и наледи. А после зимнего периода поступают обращения о неудовлетворительном состоянии дорог.
Третье место — занимает тема благоустройства. Здесь сообщения, касающиеся уборки общественных территорий, установки детского оборудования, содержания зеленых насаждений и пр.
Чтобы оперативно принимать управленческие решения по наиболее волнующим жителей нашего региона вопросам мы тесно работаем с руководителями городских округов и муниципальных районов Ростовской области. Стараемся прогнозировать наперед ряд проблемных вопросов и пути их решения.
По поручению губернатора региона Василия Голубева ведется мониторинг обращений из всех источников, на основе которого выявляются «болевые точки» муниципальных образований с учетом социальной активности жителей и проблематики конкретной территории. Результаты анализа ложатся в основу тематических приемов, проводимых руководителями исполнительных органов на постоянной основе. Опыт проведения тематических приемов по наиболее актуальным для граждан вопросам перенят и главами муниципальных образований.
Правительство региона работает над сокращением сроков рассмотрения не только для обращений из социальных сетей, но и для вопросов, поданных через платформу обратной связи, а также письменных и электронных обращений.
Если какой-то вопрос не удается рассмотреть оперативно, то для объективного рассмотрения этого вопроса требуются выезды на место и т.д. В таких случаях обращения рассматриваются в предусмотренный законом 30-дневный срок.
В ходе мониторинга иногда выявляются факты нарушения сроков рассмотрения обращений, это в том числе объясняется ростом их количества — за последние 3 года число обращений увеличилось в 3 раза.
Но в региональном правительстве активно работают над решением этого вопроса. Все обращения, в том числе сроки их рассмотрения, стоят на контроле в исполнительных органах, а коллективные и социально значимые – дополнительно контролируются правительством.
На постоянной основе проводится мониторинг организации работы с обращениями граждан в органах власти, в ходе которого выявляются системные ошибки в этой работе и вырабатываются общие подходы по их решению. В частности, по итогам последнего мониторинга введена система упреждающего контроля, задача которого – сократить сроки подготовки ответа, чтобы предусмотреть время для контроля его полноты и качества.
Для предотвращения нарушений сроков рассмотрения обращений правительство региона применяет систему предварительного контроля. Важно подчеркнуть, что каждое обращение, независимо от способа поступления, ценится и получает максимально результативное решение. Ни одно обращение не остается без ответа.
Фото: Правительство Ростовской области