Что такое школьная жизнь? Это уроки и долгожданные переменки, домашние задания, контрольные работы, выговоры и похвала учителей, двойки и пятёрки в классном журнале. Но со временем приходит понимание, что школа — это не только место, где получают знания. Именно здесь ты становишься участником уроков созидания и творчества, учишься делиться результатами своих исследований, делать свою жизнь и жизнь окружающих ярче и увлекательней.
В школе №3 слободы Большая Орловка каждую весну проходит конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура». Это праздник интеллекта, познания, творческого вдохновения. Цель конкурса – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. В конкурсе могут принять участие юные исследователи всех возрастов. Все, кто нашел интересную и актуальную тему, провел исследование и готов поделиться с другими радостью своих открытий.
Эта весна не стала исключением. Конкурс проходил в последнюю неделю апреля. Юных исследователей было так много, что конкурс был проведен в три этапа: начальная школа, ученики 5-8 классов и старшеклассники, ставшие уже корифеями исследовательского мастерства.
Тематика исследовательских работ была обширна. Особый интерес вызвали у зрителей проекты о тайнах человеческого организма. Работа ученика 8 класса Девятовского Дмитрия убедила присутствующих, что улыбка и смех способны не только поднять настроение, но и стать настоящим лекарством от любого недуга. О секретах нейролингвистического программирования как средстве использования собственных ресурсов в достижении целей, а также о том, как не стать жертвой чужого манипулирования, рассказала ученица 9 класса Петрушка Анастасия.
Полный мистицизма костюмированный проект о творчестве Н.В. Гоголя представили вниманию зрителей ученики 8 класса Луценко Василий и Таштанов Жасим. Одноклассница ребят Пырликас Корина доказала присутствующим, что вес портфеля современного школьника не соответствует принятым нормам и привела ряд рекомендаций для сохранения правильной осанки и здоровья позвоночника.
Шестиклассники Погарская Софья и Лоладзе Саддам красочно и очень аппетитно рассказали об особенностях русского и английского чаепития.
Предметная область «Математика» была представлена проектом «Математика в профессии моих родителей». Ученики 5 класса Моисеенко Иван и Игришина Елена поделились результатами исследования о роли математики в жизни каждого человека. Проект Шахвалатовой Юлдуз поразил воображение разнообразием существующих геометрических иллюзий, причем девятиклассница, работая над проектом, сама научилась успешно создавать подобные иллюзии.
Целых три проекта представили ученики 4 классов. Парпула Валерия, как настоящий химик, исследовала состав чупа-чупсов и поделилась технологией изготовления домашних леденцов «на палочке». Тема участия казаков в Великой Отечественной войне была раскрыта в проекте Кузнецовой Полины. Бабкин Артем исследовал особенности такого понятия, как «время», и пока- зал способы измерения времени с древности до наших дней.
Ученица 11 класса Васильченко Ангелина доказала, что современное искусство, безусловно, сложное для понимания, не только привлекает своей нескучной и необычной формой, но и способно изменить исследователя, открыв новые границы его понимания. Проект учениц 7 класса Байрамовой Ильвиры, Таштановой Сабрины и Мурадовой Эльмиры о важности переписи населения порадовал жюри своей глубиной и обширной практической частью.
В проектах юных талантов нашли отражение тревога за будущее родной страны, гордость нынешними защитниками Отечества, нашими Вооруженными силами, которые ведут борьбу с неонацизмом. Ребята понимают: Россия вновь противостоит фашизму, который как будто сошел со страниц учебников истории и опять стал нашей страшной реальностью. Никого не оставил равнодушным проект ученика 8 класса Сырбу Владимира «Герои современной России». Сквозь слезы зрители смотрели на слайды с именами погибших воинов, слушали рассказ о последних минутах их жизни, о подвигах и служении своему Отечеству.
События на Украине на многое заставили посмотреть по-другому, переосмыслить ставшие уже привычными для нас ценности западного общества. Исследование «Секреты успеха» десятиклассниц Мартыновой Анны и Азалхановой Сабины привели к пониманию слова «успех» в его первоначальном значении, когда на первый план выступает не собственное благополучие, а возможность своим успехом служить людям, вносить свою лепту в улучшение окружающего мира.
Работы участников были высоко оценены жюри конкурса. Особые слова благодарности были адресованы наставникам авторов проекта. Среди них и начинающие руководители научно-исследовательских проектов (Воскобойникова С.А., Гончарова Е.Л., Мазепина И.В., Шпакова А.Г.), и наставники с большим опытом (Ткаченко Л.Р., Панчехина И.А., Иванова М.Д., Ивасенкова М.Н., Моисеенко И.Ю., Вожжова В.А., Парпула В.В., Никитюк Н.И., Степанова С.А.) Н.Г.СВЕТИКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №3 сл. Б-Орловка.
Н.Г.СВЕТИКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка