Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. В 2025 году его девиз — «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».
Об этом в интервью рассказала Колонтаева Н. В. — ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Мартыновском районах.
— Наталья Викторовна, что означает эта тема?
Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В этом году девиз «Справедливый переход к устойчивому образу жизни» был выбран не случайно — проблемы загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов становятся все более актуальными. В этой связи Всемирная организация потребителей призывает всех переходить к устойчивому образу жизни, который помогает снизить вред природе и улучшить условия для будущих поколений.
Устойчивый образ жизни – это подход, который сосредоточен на осознанном потреблении, стремлении к минимизации ухудшения состояния окружающей среды, вследствие потребления человеком продуктов и ресурсов с учетом их воздействия на окружающую среду, социальные аспекты и личное благополучие. Этот подход нацелен на минимизацию отрицательного воздействия человеческой деятельности на планету и на создание более сбалансированного и устойчивого образа жизни.
Справедливый переход подразумевает то, что переходный процесс к устойчивому образу жизни должен обеспечивать социальную справедливость, должны соблюдаться права человека и его потребности.
Каждому человеку необходимо внести фундаментальные изменения в то, что мы едим, как путешествуем, как обогреваем, охлаждаем и снабжаем энергией наши дома, а также задумываться о продуктах и услугах, которые мы покупаем и используем.
Крайне важно, чтобы выбор экологически чистых и полезных для здоровья продуктов, товаров стал более доступным для потребителей, эффективное и рациональное использование ресурсов не наносило бы вред окружающему нас миру, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей стало бы доступным для различных групп населения. Этот переход не должен происходить за счет ущемления основных потребностей человека, а наоборот, должен давать шанс для усиления защиты, расширения прав и возможностей потребителей.
— Какие методы используются для реализации этих задач?
В рамках Всемирного дня прав потребителей, Территориальным отделом планируется проведение мероприятий, нацеленных на информирование и консультирование граждан, с разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения, в том числе по разъяснению положений Единых правил в области защиты прав потребителей (утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 № 6)
6 декабря 2024 года утверждены Единые правила в области защиты прав потребителей Союзного государства (далее — Единые правила), которые устанавливают способы и механизмы для урегулирования правоотношений с участием потребителей и хозяйствующих субъектов, а также для обеспечения равной правовой защиты потребителей на территориях государств-участников.
— Что нового дает потребителю этот документ, так называемые «Единые правила»? Поскольку Единые правила по своей сути являются гражданско-правовым актом, изложенные в них нормы применимы при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей.
Таким образом, участникам правоотношений, в сфере защиты прав потребителей (продавец, изготовитель, исполнитель, импортер, поставщик, агрегатор, представитель изготовителя, продавца, поставщика, импортера, исполнителя), с момента вступления в силу, следует руководствоваться положениями Единых правил.
Кроме того, необходимо отметить, что в силу статьи 60 Договора, законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства – участника. При этом, в случае коллизии (расхождения) нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.
Единые правила в области защиты прав потребителей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь направлены на сближение национальных законодательств, что позволит улучшить уровень правовой защиты граждан государств-участников по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.
— Наталья Викторовна, спасибо за разъяснение. Хочется одного, важного, чтобы права потребителя были надежно защищены, а внедряемые законы способствовали улучшению качества жизни граждан. Проще говоря, хочется приобретать качественные товары от добросовестных производителей и быть уверенными в их экологичности.