Всем нам хорошо знакомый с детства песок кажется абсолютно простым и понятным. Но, на самом деле, это удивительный и таинственный материал, используемый в песочных занятиях для детей. Такие занятия — одно из разновидностей игровой терапии, которые помогают улучшить настроение и психическое состояния ребёнка.
Песочная терапия – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребёнке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания, это метод снятия внутреннего напряжения, психологического дискомфорта посредством работы с песком.
Боль, конфликты, трудности, которые часто сложно выразить словами, с помощью песочной терапии выражаются в образах, которые можно рассматривать, чувствовать, изменять, обсуждать и фотографировать.
В нашем детском саду «Золотой ключик» педагог-психолог использует элементы метода песочной терапии в работе как с детьми, так и с родителями.
В кабинете психолога находится сконструированная по определённым правилам песочница с чистым песком; миниатюрные фигурки в виде различных людей, животных, растений, камней и других вещиц, из которых создаются различные истории и композиции.
Кроме песочницы в процесс включены ребёнок, родители и специалист. Нужно понимать, что песочница в чистом виде — это просто ящик с песком. А в комплекте с психологом — это особое пространство, где становятся явными мечты, где можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения.
Получившаяся в результате игры-занятия песочная композиция – это отражение внутренней реальности человека в данный момент. Общение с песком даёт возможность и ребёнку, и взрослому пережить целую гамму чувств, увидеть своими глазами «внутренний мир», осознать собственные ресурсы, поверить в себя.
С целью гармонизации взаимоотношений “родитель—ребёнок” в январе 2022 г. педагогом-психологом были организованы и проведены детско-родительские занятия на основе использования песочной терапии с родителями воспитанников средней группы.
Для детей это возможность выражать своё состояние здесь и сейчас, учиться осознавать свои эмоции и чувства, понимать и контролировать свои желания и поведение, стать более уверенным в себе.
Для родителей это возможность посмотреть на свои личностные особенности, понять, как эти особенности могут влиять на воспитание детей, ощутить свой родительский ресурс и жизненный потенциал, учиться лучше понимать своих детей.
Разыгрывая на песке сказочные сюжеты, дети приобретают бесценный опыт необычного общения с родителями, разрешения различных жизненный ситуаций. Взрослый, строя песочные картины, открывает себя и мир с другой стороны. Пока смысл проигранного на песке может не осознаваться, но наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении ребёнка происходят определённые изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!
Положительные отзывы родителей и эмоциональный отклик детей позволяют нам говорить о пользе, радости и удовольствии, полученных воспитанниками и их родителями в результате участия в наших песочных занятиях!
Спасибо всем неравнодушным родителям, что нашли время в своём плотном графике. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
В.А.ТИТАРЕНКО, педагог-психолог МБДОУ д/с «Золотой ключик» сл.Б. Мартыновка