Сколько сезонов подряд прослужит комплект зимних колес?

Сколько сезонов подряд прослужит комплект зимних колес?

Автомобильная резина имеет свой срок службы, который не зависит от выработки

Перед каждым сезоном водители оценивают состояние шин. Если поездки в зимнее время осуществлялись нечасто, то выработка у покрышек незначительная и глубина протектора превосходит установленные стандартом значения. Однако это не значит, что старые покрышки пригодны к эксплуатации. Резина имеет свой срок службы, после которого свойства резиновой смеси меняются, и колесо уже не может соответствовать заявленным характеристикам. Что же это за сроки?

Разрушение материала

В течение срока службы резина подвергается воздействию различных внешних факторов. Она контактирует с химическими противогололедными реагентами, маслом, бензином и иными активными веществами. Велика роль и солнечной радиации. Солнце старит резину, вызывает разрушение поверхностных слоев и потерю эластичности. При контакте с водой и кислородом начинаются процессы окисления, которые не прекращаются даже при сезонном хранении. В итоге внутренние и внешние слои материала колеса меняются и его сцепные свойства снижаются. Поэтому производители указывают срок службы колес, после которого необходимо производить их замену, независимо от выработки протектора.

Согласно требованиям «4754−97», эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей должен составлять не менее 5 лет с момента изготовления. Крупные производители колес, такие как Michelin, Continental, Nokian, заявляют о 10-летнем сроке службы резины. Но это вместе с периодом хранения после производства, сроками доставки и подготовки к продаже.

Как правило, покрышка продается через год после изготовления и эксплуатируется еще 5−7 лет, а затем требует замены. Из-за старения резины увеличивается тормозной путь, снижаются сцепные свойства, ухудшаются управляемость и износостойкость. Колесо хуже сопротивляется повреждениям, из-за пережитых циклических нагрузок внутренние слои материала рвутся, из-за чего увеличивается вероятность возникновения грыж даже при несильных ударах. Смещения слоев материала и трещины становятся проводниками воздуха, отчего колесо постепенно стравливает давление.

Согласно ГОСТу, средний срок годности шин напрямую зависит от их состава и от способности сопротивляться нагрузкам. Узнать их можно по маркировке:

  • Шины ZR. Предназначены для скоростной езды и имеют ограничение 240 км/ч. Они сохраняют свои свойства в течение 6 сезонов.
  • Шины H имеют скоростной предел в 210 км/ч и рассчитаны на службу в течение 5 сезонов.
  • Шины категории S предназначены для передвижения со скоростями не выше 180 км/ч и могут использоваться в течение 4−5 сезонов.

Срок хранения и год производства

В соответствии с регламентами производителей они могут лежать на складах в течение 10 лет, после чего становятся непригодными к эксплуатации. Поэтому перед покупкой шины не будет лишним узнать год ее производства. Он размещается в виде цифрового обозначения на боковине шины в овальной рамке. Первые две цифры — это неделя выпуска. Другие две — год производства. Недели считаются от начала года — например, шифр 2520 обозначает, что колесо изготовлено на 25-й неделе 2020 года.

Сильнее всего от времени производства зависят зимние фрикционные шины, в которых огромное значение имеют характеристики резиновой смеси. Если резина теряет эластичность, ее коэффициент сцепления ухудшается.

Как правило, фрикционные нешипованные колеса в условиях российских зим сохраняют свойства в течение трех сезонов, после чего резина уже не может сравниться по характеристикам с новой. Если на ее поверхности видны трещинки, значит, пришло время менять колеса.

Шипованные покрышки ходят дольше, однако они подвержены выпадению металлических зубьев. Через три года количество шипов становится менее 80%, из-за чего поведение покрышки на льду искажается. Через пять лет «шиповка» теряет свыше 50% зубьев и тоже требует замены.

Помимо старения резиновой смеси, изнашивается и сам протектор. Требования к эксплуатации зимних шин содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза, а также в ПДД.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных литерами «M+S», «M&S», «M S», должна составлять не менее 4 мм. Эта маркировка указывает на легковой тип колес. Кроме того, их обозначают иконкой с изображением горной вершины и снежинкой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому