После резкого скачка цен в марте торговые сети начали переписывать ценники в обратную сторону. Ноутбуки и планшеты уже подешевели почти на четверть, а стиральные порошки — на 15%. Причина — падение спроса и укрепление рубля. Но производители пока не готовы серьезно снижать цены — стоимость сырья, упаковки, логистики продолжает расти.Многие поставщики одежды, техники и продуктов отложили промоакции и скидки до осени. Фото: Александр Корольков
По данным Росстата, в первую неделю апреля рост цен на большинство товаров сильно замедлился, а на некоторую продукцию цены заметно снизились. Например, резко подешевели помидоры (5,3%), огурцы (5%). Хотя в это время года овощи, наоборот, сильно растут в цене: свой урожай закончился, в магазинах остается дорогой импорт. Даже импортные бананы за неделю подешевели на 4,8%. Эксперты говорят о падении стоимости кабачков, баклажанов практически в полтора раза. Сахар, который сметали с полок еще пару недель назад, почти перестал дорожать: рост составил 0,9% против 5,8% неделей ранее, а до этого — более чем на 10% за неделю.
На 18 апреля, недельная инфляция продолжила замедляться и составила 0,2% (после 0,66% неделей ранее), рассказали в минпромторге. Цены на непродовольственные товары начали снижаться, темпы роста стоимости продуктов еще снизились — с 0,9% до 0,5%.
По данным Федеральной налоговой службы, практически по всем товарам объемы продаж сократились как по отношению к предыдущей неделе, так и к середине февраля (до начала повышенного спроса), говорят в минпромторге. Сейчас повышенный спрос наблюдается разве что на куриные яйца, но это обычное явление в преддверии Пасхи.
На фоне снижения спроса, а также укрепления рубля «Магнит» уже «ведет переговоры с поставщиками о снижении закупочных цен, а также обсуждает с партнерами возвращение скидочных акций и промо», сообщили в компании. В Ozon утверждают, что сохранили крупные распродажи и вернули раздел «Зона лучших цен», где собраны акционные товары во всех категориях. Впрочем, многие игроки отложили инвестиции в промо на осень.
Российские производители уже больше месяца работают себе в убыток, утверждает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Сырье, логистику и другие расходы производители оплачивают по новым (возросшим) ценам. При этом оплату от торговых сетей за эти же заказы поставщики получают через месяц после продажи товаров с полки и по старым ценам. Торговые сети до сих пор не в полной мере скорректировали цены вслед за прошедшим ранее ростом курса валют. А стоимость сырья, транспорта и многого другого, несмотря на укрепление рубля, не снизилась либо продолжает расти, подчеркивает Леонов. «В такой ситуации ввиду беспрецедентного дефицита оборотного капитала у производителей попросту нет возможности оперативно вслед за валютной динамикой снижать отгрузочные цены за счет собственных ресурсов», — говорит эксперт.Ретейл ведет переговоры с поставщиками о снижении цен. Ноутбуки и планшеты уже подешевели на 22%, товары повседневного спроса — на 15%
По этой же причине поставщики вынуждены в том числе отказываться от проведения промоакций. По данным NielsenIQ, с начала 2022 года к 20 марта в 59% категорий товаров скидки сократились до пяти процентных пунктов, в 13% — на 5-15 процентных пунктов.
Дмитрий Леонов говорит, что ситуация пока сложная и даже может привести к дефициту отдельных товаров, если сети не согласятся на предложения поставщиков по стабилизации ситуации. Среди них — мораторий на штрафы, сокращение сроков рассмотрения изменения цен, снижение периода отсрочки платежа и другие.
Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Татьяна Карабут