Я прочитала где-то слова: «Учитель, его образ мыслей — вот что самое главное во всяком обучении». И задумалась… Я ведь своим выбором профессии тоже обязана моим учителям.
Да, я — учитель. И мой педагогический стаж на сегодня более 55-ти лет! (У меня трое детей, 7 внуков и пока 5 правнуков). И это годы, о которых я ни разу не пожалела.
Ещё дошкольницей я «учила» своих подружек и друзей (благо, они не сопротивлялись). С первого класса и до последнего спешила на помощь своим одноклассникам. У нас дома каждый день занимались 3-5 моих сверстниц. Нет, я не давала просто списать, а обязательно всё объясняла, порою по нескольку раз. Мои одноклассники (им всем уже далеко за 70) до сих пор об этом вспоминают. А в школе учителя едва ли не каждый день оставляли меня заниматься с теми, кто «отставал». И никто не сбегал! А когда в конце года в 8 классе мы писали сочинение «Кем я хочу быть», я представила, что уже работаю в школе, и рассказала в сочинении о моих учениках и своих учительских заботах.
С 17 лет (сразу после 10 класса) я учитель в школе. И на вопрос самой себе, сколько лет будет ещё продолжаться моя дорога в школу, до недавнего времени я отвечала: «Пока я интересна детям, я могу работать». Быть интересной детям (и, конечно, коллегам) — главная оценка моей работы. Я не только вела уроки, но и руководила работой кружка, организовывала тематические вечера, возила детей на экскурсии по городам, музеям, театрам, готовила к участию в»Зарнице». А в сельском клубе организовала и несколько лет вела вечера «От всей души» о своих односельчанах- ветеранах Великой Отечественной войны, (их было более 60!) И всех я знала по имени-отчеству, собирала истории их фронтовой жизни и рассказывала взрослым и детям.
Изучала историю известного в области и по всей стране Сальского племсовхоза (его достижения, простые работницы были не однажды представлены на ВДНХ в Москве, где непременно получали награды).
А примером для меня во все годы учёбы и учительской деятельности были мои замечательные учителя! Вот им-то всегда хватало времени на нас! Моя первая учительница Лемешко Евдокия Васильевна. Маленькая, весёлая, подвижная. У самой трое детей! На уроках от неё невозможно было оторвать глаз! (Как сейчас помню некоторые её уроки). Это она с первого школьного дня укрепила во мне веру в то, что я тоже буду учительницей.
Мой первый классный руководитель (светлой памяти ей!) — Забурунная Валентина Александровна- была не только замечательным учителем математики, но увлечённым фотографом (у меня от той поры осталось столько фотографий, сделанных ею!) А она ещё организовала фотокружок для нас прямо у себя дома! Эти навыки пригодились мне потом в поездках и путешествиях с семьёй. На занятиях мы осваивали фотодело, а потом здесь же были и чаепития, и задушевные беседы, и первые уроки жизни.
Учительница русского языка и литературы, завуч школы, Кударенко Лидия Панкратьевна ( у неё тоже трое детей и один из них серьёзно больной сын) просиживала с нами в школе допоздна: занималась с отстающими, готовила литературные вечера и праздники, мы читала Есенина, Блока, Тютчева. Удивительная, красивая, молодая только после пединститута, попавшая в нашу школу по распределению) химик-биолог Гоголева Елизавета Михайловна, наш кумир! Мы, 5-6-тиклассники, готовили с ней на районную выставку муляжи фруктов, ягод, овощей из ваты, марли, воска, круп и красок. Что это были за чудные вещи, которые невозможно было отличить от настоящих! (Кстати, наши поделки заняли тогда 1 место среди школ района!) А потом были вечера занимательной химии с «волшебным» превращением воды в «красное вино» или впервые произведённые нами «бенгальские огни» из кислоты и бертолетовой соли! Она водила нас в походы по родному краю, хотя сама была горожанкой, учила различать и узнавать растения. Шла с нами пешком на экскурсию в Мартыновку на маслозавод за 7 км. И когда мы, её бывшие ученики, разыскали её в Ростове почти через 50 лет и заявились к ней в гости без предупреждения, она узнала нас всех и назвала по именам. И долго расспрашивала о тех учениках, кого учила в юности! В 72 года она работала ещё в одной из ростовских школ, была классным руководителем в 10 классе. И своих учеников возила-водила на экскурсии по всем химическим предприятиям города.
А какие были учителя — мужчины: умные, интеллигентные, всегда в костюмах, отглаженных брюках, при галстуках. Физики, историки, трудовики, физруки… Это были молодые и не очень, начинающие и ветераны, но все увлечённые, интересные нам. Мальчишки старались быть похожими на них! А девчонки тайно влюблялись! И среди них Алёхин Александр Иванович, бывший фронтовик, узник концлагеря в Кёльне, скромнейший и добрейший человек. С техническим образованием, он преподавал у нас рисование, черчение, труд.
Какие это были уроки труда в прекрасно оснащённой мастерской, где мы учились работать на столярных (по дереву) станках (их было 22!), токарном и точильном (по металлу). Мы делали табуретки, держаки для огородных инструментов, скамеечки, металлические скребницы для доярок и ещё много чего для нужд совхоза. На особых щитах собирали электрические цепи с лампочками, розетками, выключателями, и всё это работало. Благодаря Александру Ивановичу, я легко дома чинила электроплитки и перегоревшие электроутюги, меняла сгоревшие лампочки и испортившиеся розетки и выключатели… А ещё он преподавал музыку! И это ,действительно, были уроки музыки: он виртуозно владел аккордеоном, прекрасно знал нотную грамоту, обладал прекрасным музыкальным слухом и нас учил петь по нотам. Его усилиями и величайшей заинтересованностью директора школы Коробовой Евдокии Михайловны в небольшой сельской школе был создан вокально грамотный ученический хор не менее 79-80 человек! И всегда были 3-4 солиста: Чехиркина Галя, Оленченко Вова, Мухлынова Таня, Алёхин Вова, Гонтаренко Таня… Этот хор на ежегодных районных конкурсах художественной самодеятельности неизменно занимал первые места. Это были Учителя с большой буквы! Какое счастье, что я училась в этой школе, у этих учителей! И почти всю свою трудовую жизнь отдала этой же школе!
Скажу точно: эти люди укрепили во мне веру в то, что учитель — самая лучшая профессия на земле. Я всегда старалась быть похожей на них. И сегодня горжусь тем, что я учитель, и радуюсь, когда слышу от своих бывших учеников: «Я больше всех любил(а) Ваши уроки!» И говорю себе и своим ученикам: «Именно ради этого стоит жить и работать!» А ещё горжусь тем, что многие мои ученики стали учителями! И хочется верить, что они замечательные учителя! Низко кланяюсь своему УЧИТЕЛЮ, сотворившему из обыкновенных мальчишек и девчонок настоящих людей!
Шкарь Л.С., ветеран педагогического труда